Армия микро-роботов может удалить зубной налет
04-05-2019
Команда инженеров, стоматологов и биологов из Университета Пенсильвании разработала микроскопическую команду роботов-уборщиков. Ученые выяснили, что роботы с каталитической активностью могут умело уничтожать биопленки на поверхности зубов. Такие роботизированные системы удаления биопленки могут быть полезны для снижения риска разрушения зубов, эндодонтических инфекций и загрязнения имплантатов. Работой, опубликованной в Science Robotics, руководили Хюн (Мишель) Ку из Школы Стоматологии и Эдвард Стигер из Школы Инженерии и Прикладных Наук. "Мы используем опыт микробиологов и ученых-клиницистов, а также инженеров для разработки наилучшей возможной системы уничтожения микробов", - говорит Ку. Зубной налет часто удаляют инструментами вручную и механически, на что уходят время и нервы пациента. Биопленки могут возникать на любых биологических поверхностях. Везде, где образуются биопленки, их, как известно, трудно удалить, так как липкая матрица, которая удерживает бактерии, обеспечивает защиту от антимикробных агентов. В предыдущей работе Ку и его коллеги добились успехов в разрушении матрицы биопленки с помощью различных нестандартных методов. Одной из стратегий было использование наночастиц, содержащих оксид железа, которые работают каталитически, активируя перекись водорода для высвобождения свободных радикалов, которые могут убивать бактерии и целенаправленно уничтожать биопленки. По счастливой случайности команда стоматологов обнаружила, что инженерная группа Университета, возглавляемая Стигером, Виджаем Кумаром и Кэтлин Стебе (Steager, Vijay Kumar и Kathleen Stebe), работала с роботизированной платформой, которая использовала очень похожие наночастицы оксида железа в качестве строительных блоков для микророботов. Инженеры управляют движением этих роботов с помощью магнитного поля. Совместно обе команды разработали, оптимизировали и протестировали два типа роботизированных систем, которые они назвали каталитическими антимикробными роботами (КАР), способными разлагать и удалять биопленки. Первый тип включает суспендирование наночастиц оксида железа в растворе, который затем может быть направлен магнитами для удаления биопленок с поверхности. Второй тип предполагает встраивание наночастиц в гелевые формы в трехмерных формах, которые использовались для разрушения биопленки, забивающей закрытые трубы. Оба типа КАР эффективно убивали бактерии, разрушали матрицу, которая их окружала, и удаляли остатки с высокой точностью. После тестирования роботов на биопленках, растущих на плоской стеклянной поверхности или в закрытых стеклянных пробирках, исследователи опробовали удаление биопленки из труднодоступных частей человеческого зуба. КАР были способны разлагать и удалять бактериальные биопленки не только с поверхности зуба, но и с одной из самых труднодоступных частей зуба, перешейка, где обычно растут биопленки. "Существующие способы обработки биопленок неэффективны, потому что они не способны одновременно разрушать защитную матрицу, убивать бактерии и физически удалять биоразлагаемые продукты", - говорит Ку. "Эти роботы могут выполнять все три одновременно очень эффективно, не оставляя следов биопленки". По словам Ку, вероятность того, что разрушенная биопленка снова вырастет, существенно уменьшается. Исследователи предполагают точно направлять этих роботов туда, куда нужно, чтобы удалить биопленки, где бы они ни находились. "Мы думаем о роботах как об автоматизированных системах, которые принимают меры на основе активно собираемой информации", - говорит Стигер. В этом случае, говорит он, "движение робота может быть подтверждено изображениями биопленки, собранной с микрокамер или других устройств медицинской визуализации".