Ученые обнаружили ДНК женщины на "жевательной резинке" 5700-летней давности
14-01-2020
Благодаря кусочку "жевательной резинки" возрастом 5700 лет был получен и проанализирован весь геном неолитического человека. Исследователи из Копенгагенского Университета заявили, что это первый случай, когда весь геном древнего человека был получен из чего-либо, кроме человеческой кости. Согласно исследованию, опубликованному на этой неделе в журнале Nature Communications, ДНК молодой женщины была получена из следов зубов, которые она оставила в древней жевательной резинке. Примитивная камедь, т.е. разогретая жевательная смола из березы, часто используемая в качестве универсального клея, была обнаружена с отпечатками зубов во время археологических раскопок и дала важную информацию. Генетический анализ этого образца позволил понять, чем питалась эта женщина, откуда она родом и какие микробы присутствовали у нее во рту. На основании данных ДНК, извлеченной из образца, ученые представили образ женщины. Скорее всего, у нее была темная кожа, каштановые волосы и голубые глаза. Она была родом из Зильтхольма, что расположен на датском острове Лоллан в Балтийском море. Исследователи прозвали женщину "Лола". "Зильтхольм совершенно уникален. Здесь почти все запечатано в грязи, что означает, что сохранение органических остатков является абсолютно феноменальным", - сказал исследовательТайс Йенсен, участвовавший в раскопках в Зильтхольме. Скорее всего, Лола по происхождению была ближе к охотникам-собирателям из континентальной Европы, чем сообществу из Центральной Скандинавии, т.е. поселенцы нынешней Дании, возможно, пришли из современной Германии, а не из Швеции. Существует много теорий использования смолы, называемой березовой смолой. Некоторые считают, что ее жевали, чтобы сделать достаточно податливой для изготовления инструментов. Другие предполагают, что она могла быть использована для облегчения зубной боли, в качестве зубной щетки или жевательной резинки для подавления голода или для удовольствия. Кроме того, нечеловеческая ДНК, обнаруженная в березовой смоле, включала патогены, вызывающие инфекционный мононуклеоз и пневмонию, а также многие другие природные вирусы и бактерии. Другие ДНК растений и животных показали, что женщина, вероятно, до того, как жевать смолу питалась лесными орехами и уткой кряквой (не молочными продуктам), потому что у нее была непереносимость лактозы. "Консервация невероятно хороша, и нам удалось выделить много различных видов бактерий, которые характерны для микробиома полости рта. Наши предки жили в другой среде и имели другой образ жизни и рацион питания, и поэтому интересно выяснить, как это отразилось на их микробиоме", - сказал ведущий исследователь доктор Ханнес Шредер. "Это может помочь нам понять, как патогены эволюционировали и распространялись с течением времени, и что делает их особенно вирулентными в данной среде, - продолжил он, - В то же время это помогло бы предсказать, как патоген поведет себя в будущем, и как он может быть остановлен или уничтожен".