Новый коронавирус поражает клетки ротовой полости
25-03-2021
Международная группа ученых нашла доказательства того, что вирус SARS-CoV-2, вызывающий COVID-19, поражает клетки в полости рта. Хотя хорошо известно, что верхние дыхательные пути и легкие являются основными местами заражения SARS-CoV-2, есть признаки того, что вирус может инфицировать клетки в других частях тела, таких как пищеварительная система, кровеносные сосуды, почки и, как показывает новое исследование, рот. Потенциал вируса инфицировать несколько участков тела может помочь объяснить широкий спектр симптомов, с которыми сталкиваются пациенты с COVID-19, включая такие оральные симптомы, как потеря вкуса, сухость во рту и образование волдырей. Передача вируса SARS-CoV-2 в легкие или пищеварительную систему осуществляется через слюну, содержащую вирус инфицированных клеток полости рта. Исследование проводилось учеными из Национального Института Здоровья (NIH) и Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле. Исследование возглавили д.м.н. Блейк М. Уорнер из Национального Института Челюстно-Лицевых Исследований (NIDCR) и д.м.н. Кевин М. Берд из Американской Стоматологической Ассоциации. Исследователи уже знают, что слюна людей с COVID-19 может содержать высокие уровни SARS-CoV-2. Исследования показывают, что тестирование слюны для диагностики COVID-19 почти так же надежно, как глубокий мазок из носа. Однако ученые не знают, откуда берется SARS-CoV-2 в слюне. По словам Уорнера, непонятно, как вирус попадает в слюну людей, у которых отсутствуют респираторные симптомы. "Основываясь на данных наших лабораторий, мы подозревали, что, по крайней мере, часть вируса в слюне может исходить из инфицированных тканей самого рта", - сказал Уорнер. Исследователи обследовали ткани ротовой полости здоровых людей, чтобы определить области рта, восприимчивые к инфекции SARS-CoV-2. Уязвимые клетки содержат РНК-инструкции для создания "входных белков", которые необходимы вирусу для проникновения в клетки. РНК для двух ключевых белков входа, известных как рецептор ACE2 и фермент TMPRSS2, была обнаружена в некоторых клетках слюнных желез и тканях, выстилающих ротовую полость. В небольшой части клеток слюнных желез и десен (десен) РНК для ACE2 и TMPRSS2 экспрессировалась в одних и тех же клетках. Это указывает на повышенную уязвимость, поскольку считается, что вирусу необходимы оба входных белка, чтобы получить доступ к клеткам. После того, как исследователи подтвердили, что части рта восприимчивы к SARS-CoV-2, они начали искать доказательства инфекции в образцах тканей ротовой полости людей с COVID-19. В образцах, собранных в NIH у умерших пациентов с COVID-19, РНК SARS-CoV-2 присутствовала чуть более чем в половине исследованных слюнных желез. В ткани слюнной железы одного из умерших людей, а также живого человека с острым COVID-19 ученые обнаружили определенные последовательности вирусной РНК, которые указывали на то, что клетки активно создавали новые копии вируса. Ученые задались вопросом, могут ли эти ткани быть источником вируса в слюне. Оказалось, что это так. Было обнаружено, что у людей с легкой или бессимптомной формой COVID-19 клетки, выделяющиеся изо рта в слюну, содержат РНК SARS-CoV-2, а также РНК для "входных белков". Чтобы определить, является ли вирус в слюне заразным, исследователи воздействовали слюной восьми человек с бессимптомным COVID-19 на здоровые клетки, выращенные в чашке. Слюна двух добровольцев привела к инфицированию здоровых клеток, что повысило вероятность того, что даже люди без симптомов могут передавать инфекцию SARS-CoV-2 другим через слюну. Наконец, чтобы изучить взаимосвязь между оральными симптомами и вирусом в слюне, команда собрала слюну у отдельной группы из 35 добровольцев NIH с легкой или бессимптомной формой COVID-19. Из 27 человек, у которых возникли симптомы, люди с вирусом в слюне чаще сообщали о потере вкуса и запаха, что позволяет предположить, что оральная инфекция может лежать в основе оральных симптомов COVID-19. В совокупности, по словам исследователей, результаты исследования показывают, что рот через инфицированные клетки ротовой полости играет большую роль в заражении SARS-CoV-2, чем считалось ранее. "Когда проглатывается инфицированная слюна или вдыхаются ее крошечные частицы, мы думаем, что она потенциально может передать SARS-CoV-2 дальше в наше горло, легкие или даже кишечник", - сказал Берд. Потребуются дополнительные исследования, чтобы подтвердить результаты на более широкой группе людей и определить точную природу участия полости рта в инфекции SARS-CoV-2 и передаче внутри и вне организма.