Исследование выявило бактерии полости рта, которые снижают противовирусный иммунитет в полости рта
15-01-2022
Исследователи из США недавно изучили роль микробов полости рта в регулировании противовирусных реакций в полости рта. Они обнаружили, что белки, вырабатываемые эпителиальными клетками полости рта, защищают людей от вирусов, попадающих в организм через рот, включая SARS-CoV-2, но бактерии полости рта могут подавлять активность этих клеток, тем самым повышая уязвимость к инфекции. Ученые из Стоматологической Школы при Университете Луисвилля профессор стоматологии Ричард Дж. Ламонт и завкафедры иммунологии полости рта и инфекционных заболеваний Джухи Багайткар провели исследование и заметили, что о том, как развиваются и регулируются противовирусные иммунные реакции в полости рта, очень мало известно. “Значительное число вирусных патогенов либо непосредственно заражают эпителиальные клетки полости рта, либо временно присутствуют в полости рта вследствие инфекции и высвобождения из других тканей. Это вызвало у нас интерес, и мы исследовали, как регулируется и управляется противовирусный иммунитет в полости рта”, - прокомментировала д-р Багайткар. Ученые использовали ткани десен человека, модели мышей и подходы in vitro, чтобы показать, что выработка интерферонов, которые являются важными противовирусными цитокинами, играющими решающую роль в ограничении вирусной инфекции, и противовирусный иммунитет серьезно нарушаются в присутствии бактериального патогена полости рта Porphyromonas gingivalis. “Наиболее интересным аспектом нашего исследования является то, что мы обнаружили, как бактериальные резиденты биопленки полости рта могут определять эффективность реакции хозяина на интерферон”, - объяснила д-р Багайткар и добавила, что это открытие является довольно инновационным и имеет важные последствия для понимания того, что может предрасполагать человека к вирусной инфекции. Далее она прокомментировала: “В частности, мы идентифицировали P. gingivalis, пародонтальный патоген и главный манипулятор иммунных реакций хозяина, способный полностью отключать интерфероновые реакции, атакуя три отдельных звена пути интерфероновой реакции. Мы обнаружили, что пациенты с пародонтитом у мышей и людей, которые хронически инфицированы P. gingivalis, имеют изначально сниженную способность продуцировать интерфероны и активировать интерферон-стимулированные гены в ответ на вирусные патогенные стимулы. Кроме того, мы обнаружили, что протеазы, полученные из P. gingivalis, расщепляют рецепторы интерферона, делая клетки невосприимчивыми к экзогенным источникам интерферонов, производимым другими клетками или инъецируемым”. P. gingivalis ранее ассоциировался со многими другими хроническими и дегенеративными заболеваниями, включая болезнь Альцгеймера и ревматоидный артрит. Кроме того, недавние исследования показали, что подавление иммунитета у пациентов с периодонтитом может повысить их восприимчивость к вирусной инфекции. “Наши исследования теперь дополняют этот объем литературы, показывая, что периодонтит, хроническое воспалительное и разрушающее ткани заболевание, вызванное бактериальной инфекцией, может усилить вирусную нагрузку на полость рта”, - сказал д-р Багайткар и добавил, что некоторые вирусы, поражающие полость рта, включают герпес, ВИЧ, вирус папилломы человека, а также SARS-CoV-2.