Новый особый тип клеток может стать ключом к восстановлению поврежденных слюнных желез
12-04-2022
Ученые из Scripps Research и Национального Института Стоматологических и Черепно-Лицевых Исследований обнаружили особый тип клеток, которые находятся в слюнных железах и, вероятно, имеющих решающее значение для здоровья полости рта. Как описали исследователи, новый тип клеток слюнных желез, называемый "ионоцитами", работает для поддержания здоровой концентрации заряженных молекул (ионов калия, кальция, хлора и других электролитов) в слюне. Ученые также обнаружили, что этот тип ионоцитов секретирует ключевой фактор роста (фактор роста фибробластов 10, или FGF10), что позволяет предположить, что он играет дополнительную роль в восстановлении слюнных желез после повреждения. "Это уникальные клетки, и мы надеемся, что, изучая их, мы сможем разработать более эффективные методы лечения многих заболеваний, поражающих слюнные железы и связанные с ними железы, такие как слезные железы", — говорит соавтор исследования Хелен Макаренкова, доцент кафедры молекулярной медицины Scripps Research. Слюна содержит ферменты (помогающие пищеварению), антитела и другие иммунные элементы для защиты от инфекции, а также точно подобранные концентрации различных ионов для поддержания общего состояния здоровья зубов и тканей полости рта. Слюнные железы могут быть повреждены лучевой терапией, связанной с раком, в области головы и шеи и другими заболеваниями, включая аутоиммунные заболевания. Ученые сначала сосредоточилась на белке фактора роста под названием FGF10, который важен для раннего развития слюнных желез и, как предполагается, выполняет функцию поддержания и восстановления слюнных желез у взрослых. Целью ученых было обнаружить тип клеток, которые продуцируют FGF10 в слюнных железах взрослых. Команда проанализировала большие одноклеточные атласы активности генов мыши и выделила клетки, экспрессирующие FGF10, для углубленного анализа экспрессии генов. Исследователи заметили, что среди продуктов ионоцита есть трансмембранный регулятор проводимости муковисцидоза (CFTR). Этот белок играет важную роль в слюнных и слезных железах, где его дефицит способствует распространенному воспалительному синдрому сухости во рту/глазах, называемому синдромом Шегрена. "Тот факт, что эта клетка является производителем FGF10 во взрослых слюнных железах, предполагает, что она может играть большую роль в поддержании и восстановлении железы после травмы", — говорит соавтор исследования Ванесса Делькруа. Хотя их первоначальный анализ касался клеток мыши, исследователи обнаружили доказательства очень похожих ионоцитов слюнных желез в белковом атласе тканей человека. В настоящее время исследователи проводят дальнейшие исследования, в том числе на клетках человека. Они надеются, что лучшее понимание того, как эти ионоциты, производящие FGF10, работают в слюнных железах взрослых, проложит путь к эффективной терапии состояний, поражающих слюнные железы, а также слезные железы, учитывая много общего между ними.